Развитие
орфографической зоркости достигается в несколько этапов.
Первый
этап – списывание. Ученики должны уметь списывать без ошибок. Списывание –
совсем не легкий вид работы, как считают некоторые. Опыт показывает, что при
списывании недеформированного текста учащиеся допускают ненамного меньше
ошибок, чем при записи текста под диктовку. Ученик, не умеющий списывать, с
диктантом тем более не справится.
Только
после того, как ученик научится списывать без ошибок, можно его научить писать под
диктовку. Работа по развитию орфографической зоркости – процесс длительный и
кропотливый. Самые слабые ребята на уроке работают с недеформированным текстом.
Диктант они на первых порах не пишут, а списывают текст, с которым работает
класс. Сложность этого вида работы в том, что в учебниках практически нет недеформированных
текстов.
Далее
дети выполняют упражнения с деформированным текстом, нужно исправлять ошибки и возвращать для переписывания. Ученик переписывает его до
тех пор, пока не напишет без ошибок. При ежедневных систематических занятиях
дети учатся внимательно списывать с минимальным количеством ошибок. Ученик,
зная, что работу ему придется в любом случае переделывать, приучается списывать
вдумчиво, не торопясь. В результате формируется разборчивый почерк и скорость
письма. Ясно, что такой вид работы предлагается для слабых учащихся, но и сильным списывание не повредит.
Второй этап. Методика
Мельниковой В.А. "Хочу быть грамотным!".
·
В
течение 30 минут длится
самостоятельное занятие.
·
Ежедневное чтение текста в течение
15 минут (текст
лучше взять из сборников диктантов для
того класса, в котором учится школьник).
·
Читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово,
соблюдая интонацию (в этом помогут знаки препинания).
·
Читайте так, словно школьник стоите перед классом, а
все одноклассники слушают его.
·
Читать по абзацам до тех пор, пока абзац не
будет прочтён чётко и внятно.
·
Переписывая, проговаривать вслух каждое
слово и знак препинания, который ставится.
·
Переписав первое
предложение, проверить его с исходным текстом, снова проговаривая
вслух (не допускать ошибок).
·
Переписав
текст, подчеркнуть красной пастой те слова,
в которых мог бы сделать ошибку, или слова, вызывающие затруднение.
·
Далее
нужно выписать эти слова после текста (первый раз) ив
конце каждой недели вспоминать все трудные слова из словарика,
записывая их в тетрадь по два раза.
На чём основана методика? Память
человека бывает нескольких видов:
·
логическая (мы запоминаем материал,
вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая);
·
механическая (вот здесь мы именно зубрим: таблицу
умножения, стихотворение, даты по истории и пр.);
·
слуховая (многие легко воспринимают материал
на слух, поэтому различные аудио - уроки для них – это настоящий клад; в нашем
случае - это постоянное проговаривание слов вслух);
·
моторная (человек запоминает движения,
действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука
«запоминает», как слово пишется);
·
зрительная (чем
большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание).
Вывод: оказывается, слова
мы произносим и пишем примерно одни
и те же!!! В активном обороте находится
определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.
Третий этап.Ежедневная работа со словарными словами из орфоэпического и орфографического словаря. Если слово не удается запомнить зарисуйте его или придумайте к нему шуточное стихотворение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий